Биеннале / Пресcа о биеннале / Искусство шифровать
Государственный центр современного искусства
Московский музей современного искусства
БиенналеПрограммаПресс - офисГалереяСпонсорамОбратная связь
ИнформацияПоложение о проведенииПрием заявокСостав оргкомитетаКураторыПресcа о биеннале
Искусство шифровать
Сейчас слово «искусство» приобрело дополнительный смысл. Теперь это не только категория, но и один из объединяемых ею жанров. Доказать проще простого: возьмем словосочетание «современное искусство». Что вам приходит на ум в первую очередь? Нет, не музыка и не кино, пусть и арт-хаусное. В воображении возникают коллажи, инсталляции и видеоролики без конца и начала.

Итак, «искусство» в 21-ом веке превратилось в самостоятельный жанр самого себя, причем жанр достаточно спорный.

Признаемся, мало кто из нас по-настоящему понимает художественную ценность нагроможденной кучи металлолома. Да и мысль, которую автор хотел этой сложносочиненной композицией выразить, порой трудноуловима. Концепция жанра «современное искусство» - эпатаж и загадка. Посетитель выставок, рассматривая экспонаты, должен сам проводить аналогии, домысливать и пытаться свои ассоциации связать с присвоенным произведению названием. Потому что творец жанра «современное искусство» может сделать коллаж из розовых кружев, радостных улыбок работников сети общепита и страз - а назвать все это «Черная смерть». Противопоставление, конфликт и драматизм привнесены - пусть добровольный адресат послания сам догадывается, где скрыт предмет иронии.

К настоящему моменту москвичам уже два раза выпадал шанс оценить творчество опытных «работников» жанра - на Московской Международной Биеннале. Там популярные и высокооплачиваемые гуру профессии давали пресс-конференции, а чуть менее признанные, но уже «вставшие на ноги» художники, числом более 100, выставляли свои работы на суд интеллектуальной элиты Москвы. Летом 2008 года настал черед «молодняка»: ежегодный фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?», проводимый Государственным Центром Современного Искусства (ГЦСИ), приобрел новых солидных партнеров и статус полноценной биеннале.

Впрочем, понятие «молодости» в данном случае более, чем относительно - планка возрастного ценза заканчивается на цифре 36.

Организаторы говорят, что «молодость» в рамках проекта определяется энергией, но немаловажную роль сыграла и степень известности творца, ведь основная задача проекта, по словам кураторов, «ввести» малоизвестных художников в мир (хочется сказать «славы и денег») Больших Людей и Больших Идей. А до тех пор мастера инсталляции и видеоарта, конечно, недостаточно зрелы.

Насколько зрелыми оказались их творческие замыслы, можно увидеть уже сейчас: первая в России Биеннале Молодого Искусства начала свою работу. Открылась она экспозицией «PRO ЭТО», работы для которой были отобраны главным куратором проекта Дарьей Пыркиной. Вопреки ассоциациям, навязчиво возникающим при упоминании устоявшегося словосочетания, содержание выставки к сексу имеет отношение косвенное: речь идет о политике. И, хотя представленные юными талантами произведения в большинстве своем лишь любопытные шарады, даже по этим "произведениям искусства" понятно, что изобретательности и чувства юмора у новой плеяды художников не отнять.

Как вам, к примеру, работа группы "Конструктор" под названием «Собери идеального президента»?

Для нее члены арт-объединения загодя порезали на глаза, носы и губы изображения известных персон (от Буша-младшего до робота Бендера из «Футурамы») - осталось лишь составить фоторобот. Искусство? Вряд ли. Но развлечение забавное.

В том же ключе «забавности» сработал и коллектив «Р.Э.П.» - на огромных белых щитах из черных символов (рука, книга, сова) созданы сложные схемы. Рядом с плакатами лежат листочки с расшифровкой: протянутая ладонь - «доверие», человек в костюме - «власть», инопланетянин - «чужак». Сами схемы составлены с точки зрения слишком индивидуальной, чтобы представлять собой ценность, зато «шифр» интересен по-настоящему, в том числе и как своеобразный манифест «современного искусства», все подающей в виде графически совершенной кодировки.

Помимо этих «развлекательных головоломок», в ассортименте выставки «PRO ЭТО» есть и серьезные позиции. Поднимаются темы Беслана, офисных работников, социалистического прошлого и даже фаллической мощи «большой восьмерки».

Темы заезжены, но посмотреть на выражения социально-политических дум современной молодежи можно себе позволить. Тем более, что "PRO ЭТО" - еще не вся Биеннале, а только ее начало. И пусть представленные работы пока похожи скорее на «быстросуп», чем на полноценное искусство - даже «быстросуп» лучше тотального голодания.

Страна.RU / 02 июля 2008 14:31
http://www.strana.ru/doc.html?id=102893



  
 
Подписавшись на нашу рассылку, вы будете в курсе последних новостей биеннале.