Биеннале / Пресcа о биеннале / Легкий молодежный конформизм
Государственный центр современного искусства
Московский музей современного искусства
БиенналеПрограммаПресс - офисГалереяСпонсорамОбратная связь
ИнформацияПоложение о проведенииПрием заявокСостав оргкомитетаКураторыПресcа о биеннале
Легкий молодежный конформизм
Выставка, открывшая молодежную биеннале «Стой! Кто идет?», показала, что политика не сильно вдохновляет начинающих художников. // Ольга Кабанова

Уже несколько лет живущий летний фестиваль молодежного искусства «Стой! Кто идет?» в этом году превратился в I Московскую международную биеннале молодого искусства.
Биеннале будет идти до 30 июля, более 80 событий (выставки, перформансы, концерты, кино- и видеопоказы, дискуссии, круглые столы) пройдут на 50 площадках Москвы и Подмосковья. Участвуют 467 художников из России и 23 стран.
Выставка «Pro это» в Государственном центре современного искусства новую биеннале открыла. К сожалению, «Pro это» - про политику, что дважды настораживает. Во-первых, чего-то острого и дерзкого от молодых художников уже давно не ждут - повода они для этого не давали, предпочитая работать в русле, проложенном старшими или уже заявившими о себе коллегами (биеннале программно ориентируется не просто на молодых, а именно на еще неизвестных). Во-вторых, политика - не та тема, в которой сегодня стоит дерзить. Как, опять же, показывает опыт старших товарищей.
Единственная острая и актуальная (в смысле быстроты реакции на событие, а не эстетики) работа на выставке - Петра Быстрова. Это фотографии настенных граффити с лозунгами «Художник неподсуден» и «Позор Третьяковской галерее!», т. е. реакция на увольнение из Третьяковки Андрея Ерофеева и грядущий суд над ним как куратором выставки «Запретное искусство». Так что художники и кураторы очень даже подсудны, а заместитель директора Третьяковской галереи Ирина Лебедева спокойно открывала выставку, стоя в непосредственной близости от изображений проклятий практически по ее душу. Как-то фальшиво получилось.
Не стоило бы, наверное, организаторам биеннале начинать с выставки, требующей от молодежи политического высказывания, такое высказывание чревато неприятностями. Молодежь, конечно, высказалась, но очень аккуратно, чтобы не нарываться и не расстраивать старших.
Самая популярная работа на выставке - инсталляция G8 художницы с прекрасным именем Белла Шагал. На матерчатых картах стран «большой восьмерки» стоят вязаные столбики цвета и рисунка соответствующих национальных флагов. Чем страна больше, тем и вязаный штырь у нее выше. Вот такое легкое незлобивое девичье рукоделие.
Большинство увиденного - игры с национальным флагом (эстонским), разговоры о терроризме (за исключением видео израильтянина Меира Тати), портреты государственных деятелей, счет денег под чтение Библии - скромные переделки давно существующего. Что само по себе и не страшно - великие революционеры и обновители искусства, что Казимир Малевич, что Энди Уорхол, начинали весьма скромно и несамостоятельно. Но если зрители не вправе ждать от молодых художников открытий, то надеяться на свежесть и непосредственность чувств им все же хотелось бы.
Искренними мне показались на выставке только два сочинения. Это короткий, но сильный комикс Сергея Баландина про внутренний ад молодых менеджеров. И большая инсталляция Романа и Демьяна Кулешовых про труд. В центре ее стоит скелет с лопатой в руках, рядом с ним на стене висят рыжие строительные каски с дырками, рожками и сценами грузинского застолья, плюс картина, изображающая людей в этих касках, лицом совершенно черных.
По первой выставке показалось, что экзистенциальные проблемы ближе молодым, чем политические. Но если от молодежи ждут политического высказывания, то она, пожалуйста, его сделает, проявив сдержанный конформизм. Впрочем, биеннале только начинается, выставок будет много, может быть, о любви получатся лучше.

Ведомости / 03.07.2008, №121 (2143)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/07/03/153533



  
 
Подписавшись на нашу рассылку, вы будете в курсе последних новостей биеннале.