Биеннале / Пресcа о биеннале / Погреб молодых художников
Государственный центр современного искусства
Московский музей современного искусства
БиенналеПрограммаПресс - офисГалереяСпонсорамОбратная связь
ИнформацияПоложение о проведенииПрием заявокСостав оргкомитетаКураторыПресcа о биеннале
Погреб молодых художников
В Москве проходит биеннале "Стой! Кто идет?"
В галереях и выставочных залах арт-центра «Винзавод» открылась серия выставок Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Одна из них - коллективная экспозиция «Яблоки падают одновременно в разных садах» - не только наиболее любопытная, но и перспективная для биеннале.

Яблоки, под которыми подразумеваются молодые экспоненты, выставлены в огромных погребах Большого винохранилища «Винзавода» - там, где пару лет назад была экспозиция «Верю». С верой в то, что молодые вызреют в настоящих профессионалов, за их обучение или консультирование взялись ветераны отечественной арт-сцены. Пожалуй, это новшество. Прежде фестиваль молодого искусства в течение шести лет как-то обходился без старших наставников. Превратившись в биеннале и всерьез столкнувшись с проблемой дефицита молодых профессионалов, выставка-шоу и организовала мастер-классы. Хотелось бы заметить, что это уже давно надо было сделать. Опыт подобных курсов повышения квалификации давно имеется на Западе. Например, в конце 1980-х годов в Париже существовали Высшие курсы пластических искусств, которые организовал куратор Понтюс Юльтен, основатель Центра Помпиду. Под руководством мэтров современного искусства Даниэля Бюррена и Саркиса молодые художники получали не только теоретические знания, но и практические навыки работы и экспонирования. В начале 1990-х годов на этих курсах практиковались и художники из ленинградской группы некрореалистов. Как показал французский опыт, после такой стажировки настоящими художниками становятся примерно 10% набранного класса. Что уже неплохо.

Видимо, такой же результативности надо ожидать и от начинающих художников, которые попали на винзаводскую выставку. Смущает, правда, то, что на опусах молодых зачастую заметно влияние матерых наставников. Как, скажем, у подопечных Анатолия Осмоловского - Алисы Йоффе, Алексея Панькина и Анны Паркиной, которые смастерили почти по его лекалам свои абстрактные объекты, по виду напоминающие виолончельные деки. Похоже, что бывший радикал, а сейчас мэтр нового формализма таким образом решил рекрутировать молодых адептов. А получается, что эпигонов. Такому же формализму учит стажеров и Александр Сигутин, выкладывая вместе с Ириной и Вадимом Грабковыми растровый портрет Солженицына из разноцветной сантехнической плитки. Однако за этим мастер-классом маячит образец куда более известный, а именно американский гиперреалист Чак Клоуз.

Наиболее продуктивный мастер-класс получился у ветеранов московского концептуализма Игоря Макаревича и Елены Елагиной, увидевших в молодых не столько исполнительных учеников, сколько коллег, увлеченных одной и той же темой - ревизией имперских мифов и идеологий. К тому же наставники, не только обладающие опытом концептуального проектантства, но и владеющие ремеслом пластиков (к сожалению, почти потерянный опыт), помогли молодым экспонентам Хаиму Соколу и Леониду Сохранскому организовать пространство их выставки «Оптика истории». Получилось вполне складное повествование, состоящее из руинированных моделей имперских монументов и почти сценографических макетов к «Котловану» Платонова. Похоже, что эти практиканты имеют все шансы попасть в те самые 10%, на которые обычно рассчитывают преподаватели подобных высших курсов для художников.


08.07.2008 / МИХАИЛ БОДЕ
Материал опубликован в "Газете" №126 от 09.07.2008г.

http://www.gzt.ru/culture/2008/07/08/223001.html


  
 
Подписавшись на нашу рассылку, вы будете в курсе последних новостей биеннале.