Биеннале / Пресcа о биеннале / Яблоки и яблони на ВИНЗАВОДе
Государственный центр современного искусства
Московский музей современного искусства
БиенналеПрограммаПресс - офисГалереяСпонсорамОбратная связь
ИнформацияПоложение о проведенииПрием заявокСостав оргкомитетаКураторыПресcа о биеннале
Яблоки и яблони на ВИНЗАВОДе
Этим летом центр современного искусства ВИНЗАВОД стал одной из площадок для Первой Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?", возникшей в результате объединения двух ежегодных выставок ("Мастерские" и "Стой! Кто идет?", проводившихся, соответственно, ММСИ и ГЦСИ). На ВИНЗАВОДе внимание главным образом привлек выставочный проект "Яблоки падают одновременно в разных садах", для участия в котором известные художники отобрали работы молодых авторов.

Выставка производит впечатление очень позитивное. И одновременно с этим довольно ровное. Не возникает желания кричать об отсутствии хороших молодых художников, или, наоборот, с жаром рассказывать о найденных самородках. Перед нами масштабный коллективный проект весьма приличного уровня. Ни "глянцевой вылизанности" и китча медийных технологий, ни вопиющей вторичности и "серости" работ. Да и в пресловутом невнимании к социальной и культурной проблематике молодых авторов не обвинишь (это можно сказать о проекте целиком).

Выбор делали сами художники (которые зачастую выступают также как критики и кураторы), и каждый, что называется, выбрал свое. Во многих случаях – почти в буквальном смысле. Нельзя сказать, чтобы работы участников и кураторов выставки повторяли друг друга, но определенная "преемственность" (даже на уровне тематики произведений) подчас ощущается очень сильно.

Например, серии объектов, созданных учениками А. Осмоловского (слушатели курса его лекций Алексей Панькин, Алиса Йоффе, Анна Паркина), своим формальным воплощением невольно вызывают ассоциации с объектами самого Анатолия Феликсовича. Их работы исследуют зарождение и бытование различий в культурных традициях и канонах. Это и работам Осмоловского не чуждо, по крайней мере, на декларируемом уровне. Однако в исполнении молодых авторов подобные вещи выглядят не столько "критическими" или "политическими", сколько культурно-рефлексивными.
 
А вот экспозиция, подготовленная Авдеем Тер-Оганьяном, выдержана в откровенно провокативном стиле. В помещении, занавешенном плотной черной материей, собраны "вариации" на порнографическую тематику: "отфотошопленные" и не только снимки и видео (не ставшие от этого менее порнографическими). В этом же помещении инсталляция: фрагмент женского манекена со вставленным между ног шлангом работающего пылесоса.

Инсталляция Артема Галкина, выбранная Давидом Тер-Оганьяном, – видео, состоящее из одних лишь титров, среди которых мелькают имена Ад Рейнхардта, Лючио Фонтаны, Мориса Тореза. Как будто звучит вопрос зрителю, знает ли он создателей тех бесчисленных картинок и сюжетов, которые он столько раз мелькали на экране / мониторе?

Синтез гуманитарного, технического и художественного (с осторожностью можно добавить и "кулинарного") продолжает вслед за Марией Чуйковой (описываемый проект – ее выбор) группа МишМаш. Здесь две работы – с различной динамикой запечатленные картины распада. Первая – макет известной всем московской высотки, сооруженный из заплесневелых кусков хлеба. По соседству – видео со зверушками из овощей, чье увядание, запечатленное в ускоренном режиме, на экране длится считанные секунды.

Взгляд на русскую историю глазами молодых художников демонстрируют Игорь Макаревич и Елена Елагина. С одной стороны, это работы Леонида Сохранского – оплывшие и почти бесформенные, но тем не менее узнаваемые скульптуры, памятники Георгию Победоносцу. С другой – "котлованы" Хаима Сокола.

Современная эпоха, лишенная своих героев и пронизанная насквозь дисциплинарными механизмами, критически "деконструирована" на кубики (они же экранные пиксели) в проекте Михаила Сигутина (Вадим и Ирина Грабковы и их портрет Солженицына), и на фрагменты паззла (группа "Цветафор" / Алексей Каллима).

Завершала выставку совсем уж "незрелищная" экспозиция: в самом дальнем помещении можно было послушать, как Александр Меламид описывает некоторые из проектов, присланных для участия в конкурсной программе.

Совершенно особняком расположился проект Юрия Альберта: на другой площадке (в залах RIGroup, а не в Большом Винохранилише), с принципиально иной экспозицией и атмосферой. И художники здесь известные и признанные (С.Ануфриев, Ю.Лейдерман, В.Захаров, В.Мироненко, группа "Гнездо" и др.), и работы узнаваемые. Только созданные в то время, когда авторам было вокруг двадцати. В числе самых "молодых" оказались Константин Звездочетов (создал свои произведения в пятнадцать лет) и Виктор Скерсис (на год позже – в шестнадцать).

Выставочный проект на ВИНЗАВОДе, возможно, не производящий впечатления абсолютно целостного, говорит лишь в пользу одного: яблоки могут и должны падать в разных садах, одновременно и на неодинаковых расстояниях от своих яблонь.


http://www.gif.ru/reviews/yabloki-yabloni/


  
 
Подписавшись на нашу рассылку, вы будете в курсе последних новостей биеннале.