Программа / Календарь событий / 3 июля / «Яблоки падают одновременно в разных садах»
Государственный центр современного искусства
Московский музей современного искусства
БиенналеПрограммаПресс - офисГалереяСпонсорамОбратная связь
Календарь событийПлощадкиУчастники
«Яблоки падают одновременно в разных садах»

Дата проведения: 4 - 31 июля
Открытие: 3 июля в 21.00
Место проведения: Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Большое Винохранилище и залы RIGroup Мультимедийного комплекса актуальных искусств в ЦСИ ВИНЗАВОД

Куратор: Анна Зайцева

Экспозиции:
Виктора Алимпиева: Петр Кирюша
Сергея Браткова: Ольга Барковская
Алексея Каллимы: Группа «Цветафор»
Игоря Макаревича и Елены Елагиной: Хаим Сокол, Леонид Сохранский
Анатолия Осмоловского: Алиса Йоффе, Алексей Панькин, Анна Паркина
Александра Сигутина: Вадим и Ирина Грабковы, Александр Сигутин
Авдея Тер-Оганьяна: Иварс Гравлейс, Инна Левинсон, Петра Петилета
Давида Тер-Оганьяна: Артем Галкин, Давид Тер-Оганьян, при участии Ильи Будрайтскиса, Александры Галкиной, Виктора Макарова, Павла Микитенко, Александра Корнеева и Максима Роганова
Марии Чуйковой: МИШМАШ, Мария Чуйкова
Юрия Альберта: Юрий Злотников, Михаил Чернышов, Андрей Монастырский, Никита Алексеев, Виктор Скерсис, Михаил Рошаль, Геннадий Донской, Группа «Гнездо», Группа «Мухоморы», Костя Звездочетов, Вадим Захаров, Андрей Филиппов, Даниил Филиппов, Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Группа «Чемпионы мира», Группа SZ
Радиопроект Александра Меламида

 

Выставка представляет 11 экспозиций, подготовленных молодыми художниками в сотрудничестве с мэтрами современной художественной сцены.

Когда время созрело,
яблоки падают одновременно в разных садах.
Гете

Первый вопрос, над которым я задумалась, когда стала одним из кураторов Биеннале молодого искусства, был очень простой: какое содержательное обоснование можно предложить для разделения искусства на молодое и «взрослое», кроме одного лишь возрастного ограничения? Является ли слово «молодое» указанием на ученический уровень работ? Или молодое искусство претендует на то, чтобы быть свободным от давления художественного рынка, быть искусством par exellence? Или есть основания говорить о молодом искусстве как о специфическом, поколенческом феномене, который может быть описан как некое целое? Мне не представлялось возможным или не хотелось давать положительный ответ ни на один из этих вопросов. На первый - потому что нечего извиняться заранее. На второй - потому что молодой художник нередко видит попадание на выставку именно как первый шаг в систему современного искусства. На третий - потому что едва ли для этого уже сейчас есть явные предпосылки.
Все эти размышления, а также личное и, наверное, в большей степени интуитивное неприятие деления искусства на возрастные секции, побудили меня задуматься над проектом, который бы снял возрастной барьер.
При той значительной роли, которая сегодня принадлежит куратору, он является далеко не единственной силой, которая влияет на обновление художественной сцены. Наряду с куратором в этом, безусловно, участвует художественный критик, галерист, образовательные центры.
Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что сегодня речь почти не идет о том, что появление нового поколения художников имеет отношение к самим художникам. Практика, когда уже состоявшийся мастер становится преподавателем художественного вуза, у нас имеет гораздо меньшее распространение, чем в некоторых других странах, по крайней мере - в отношении тех российских художников, творчество которых принято причислять к современному искусству. Больше того, если андерграундная жизнь советских времен и 90-х, свободная от институциональной упорядоченности, во многом определялась живым общением (по выражению К. Звездочетова - «междусобойчиками»), то сегодня и эти формы творческого взаимодействия отошли на второй план и сменились стратегиями индивидуального успеха и конкуренцией, объектом которой становится внимание зрителя, прессы, кураторов, галеристов, коллекционеров и пр.
В подготовке выставки для Биеннале мне хотелось приостановить действие этой логики. Мне хотелось, прежде всего, отвечать на вопрос, каким образом происходит взаимодействие разных художнических поколений. Я обратилась к художникам, которых уже можно назвать состоявшимися, с предложением сделать свой индивидуальный выбор и пригласить к участию в проекте тех молодых коллег, кого они сами считают значимыми, перспективными, интересными. Свою собственную роль я видела только в том, чтобы по возможности создать комфортные условия для этого диалога. Мне казалось важным, чтобы этот проект объединил художников разных поколений и эстетических кредо, и я признательна всем, кто откликнулся на мое приглашение.
Не скрою, что отчасти мной двигало человеческое любопытство. Можно было предположить, что кто-то будет искать соратников - кто-то, напротив, предпочтет сделать свой выбор в пользу молодого художника совершенно чуждого, далекого и тем привлекательного. Особая интрига этой истории состояла в угадывании того, что предложат известные художники в новом для многих из них амплуа.
Этот проект изначально не хотел предлагать участникам общую тему. Отсюда-лаконичность названия. Его скрепляет только принцип совместной работы самоорганизующейся группы художников над своей экспозицией, составленной из нескольких существующих или новых произведений, или совместное создание нового произведения.
Пользуясь поэтической метафорой - возделывание своего сада.
Важно подчеркнуть, что работа велась каждой группой автономно. В результате пространство разделилось на отдельные секции, и в каждой есть своя драматургия. Мне казалось, что залог состоятельности и живости этой истории - это отсутствие догматики и в отношении критериев выбора, которыми руководствовался художник-куратор, и в том, в какой форме происходила работа, и в устройстве самой экспозиции.
Так, Александр Сигутин выступает не только куратором, но и соавтором молодых художников Вадима и Ирины Грабковых. По тому же пути пошел Давид Тер-Оганьян, представляющий на биеннале работу, созданную вместе с Артемом Галкиным.
Виктор Алимпиев построил свою экспозицию на работах одного художника - Петра Кирюши, которого мы нашли, просмотрев сотни заявок, присланных на адрес Биеннале. Анатолию Осмоловскому найти участников было, возможно, проще: его выставка представляет работы Алисы Йоффе, Алексея Панькина и Анны Паркиной. В 2007-2008 гг. все трое были слушателями его лекций на «Фабрике». Если для Осмоловского, по его словам, главным было «желание представить „странное" искусство, искусство, которое не вмещается в заранее определенные формы и отношения» и речь не шла о некой единой теме, то экспозицию И. Макаревича и Е. Елагиной «Оптика Истории», помимо пластической завершенности, отличает именно единство сюжета.
Отдельно скажу о двух проектах, которые отличаются от остальных концептуально.
Юрий Альберт, в ответ на мое приглашение, предложил показать работы уже хорошо известных авторов, но созданные ими в возрасте от 16 до 27 лет. Таким образом, среди участников Биеннале появились Андрей Монастырский, Никита Алексеев, Виктор Скерсис, Михаил Рошаль, Вадим Захаров и многие другие классики современного искусства. Эта выставка составилась из работ уже музейного уровня. Показать ее в далеко не музейных условиях Большого Винохранилища было невозможно, но, к счастью, Ольга Свиблова любезно согласилась предоставить для нее залы RIGroup Мультимедийного комплекса актуальных искусств на ВИНЗАВОДе.
Проект Александра Меламида разворачивается в пространстве радиоэфира. В свое время, около 1993 года, он организовал нелегальную радиостанцию «Байонн», вещавшую на 15-20 кварталов вокруг его мастерской в Нью-Джерси. В прямом эфире он описывал произведения, которые ему присылали художники из окрестных мастерских, и радиослушателям предлагалось именно по описанию, не имея перед глазами картинки, выбрать лучшую, по их мнению, работу. Этот соц-артистский проект мы решили повторить на одной из московских радиостанций, используя для описания те работы, которые молодые художники прислали для участия в Биеннале.
В своем коротком отчете я коснулась лишь некоторых из Одиннадцати экспозиций, но надеюсь, что дальнейшие разделы каталога, посвященные каждой из них, удовлетворят любопытство читателя в полной мере.
Напоследок мне бы хотелось сказать слова признательности тем галереям на ВИНЗАВОДе, которые согласились приурочить к датам Биеннале выставки своих молодых художников, некоторые из которых пока ни разу не представляли свои работы широкой публике.
Также я надеюсь - если позволят бюджетные рамки - приурочить к открытию Биеннале выпуск газеты, в которой свой взгляд на сегодняшнее молодое искусство смогут высказать, наряду с художниками и галеристами, также и арт-критики - в форме обзорной или аналитической статьи, или интервью, или эссе. Как и во всем остальном, догмагика и жесткость формата здесь неуместны.

Аня Зайцева

Организаторы: Московский музей современного искусства, Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Мультимедийный комплекс актуальных искусств, (Залы RIGroup Мультимедийного комплекса актуальных искусств в ЦСИ ВИНЗАВОД )

Поддержка:
Компании Timmerman Yachts
Радиостации «Серебряный дождь»
«Обрами и повесь»
Журнал DOMUS
Авиакомпании «Трансаэро»



  
 
Подписавшись на нашу рассылку, вы будете в курсе последних новостей биеннале.